Компанию Lucas Arts нельзя упрекнуть в неумении делать адвенчуры. Достаточно вспомнить Monkey Island 1/2/3, Maniac Mansion, Day Of The Tentacle, Full Throttle, Sam & Max Hit The Road и другие, как сразу станет ясно, что из кузниц игровой империи Лукаса выходили исключительно хитовые вещи, которые и сейчас не грех запустить на современных компьютерных супермонстрах. Не сплоховала вышеозначенна контора и на этот раз. Grim Fandango поражает всем - эстетской графикой, звуком, музыкой, игровым процессом, загадками и конечно же неповторимым чувством юмора, который так несвойственен гэговской* американской культуре. Честно говоря, до выхода игры во мне боролись два чувства относительно GF. Оптимистичная моя половина ратовала за то, что игра станет настоящим откровением жанра, его вторым рождением. Более пессимистичная сторона моего эго, напротив, отплевывалась от гор пресс-релизов и превью со скриншотами и доказывала, что Grim Fandango станет заурядным квестом, на котором компания Лукаса соберет хорошие бабки и оставит профессиональных адвентуролюбов в недоумении, с развесистой лапшой на головных локаторах. Вот в таком вот полушизофреническом состоянии я и встретил 2 ноября, а с ним и мексиканский национальный праздник, День Мертых. Именно в этот день на моем столе очутилась коробка с Grim Fandango, в которой мирно покоились два диска...
Да... В последнее время Мануэлю не везло. Сначала понизили в должности и отобрали его кабинет. Теперь и клиентуру перехватил его более шустрый коллега, который и собирает все сливки на лучших заказчиках, обеспечивая их Золотыми Билетами на Ninth Train. Босс достал - грозит увольнением. А это приведет к тому, что Мэнни останется тут еще надолго, так и не заработав свой личный пропуск в Девятый Мир. Короче, вся смерть - еще большее дерьмо, чем жизнь! Так что живите подольше.
Вот так неприятно для Мэнни, а теперь и для вас начинается игра. Ситуация, сами понимаете, не самая выигрышная, ну а сделать из нее надобно конфетку. То есть привести игру к логическому, а может быть, и счастливому концу. Сделать это будет не очень сложно для любителей адвенчур. Я прошел игру примерно за 25-30 часов, но LucasArts заявила цифру в 40-60 часов для обычного, неподготовленного игрока. Для приключения это, пожалуй, самая лучшая продолжительность. По крайней мере игра не начинает надоедать, и загадки не настолько раздражающи, как в некоторых современных адвенчурах. Но пора переходить к описанию самого игрового процесса, что я и сделаю.
Как и принято в настоящих приключенческих играх, вы ходите-бродите по различным локациям* и решаете всяческие простые и сложные загадки типа "возьми-тот-противень-и-приготовь-на-нем-блины, а потом скорми-их-тому-толстому-лопуху" ну или что-то в этом духе. Естественно, есть и инвентарь, который в Grim Fandango являет собой практически бездонный карман за пазухой главного героя. Основным и бессменным предметом личного пользования Мэнни является складная Коса - настоящее произведение искусства, с которым Мануэль управляется весьма лихо, пользуясь ею не только в целях запугивания новых трупиков. Иногда в карман попадают и весьма забавные вещи, которые там даже чисто теоретически поместиться не могут. Хотя мертвым это и простительно - меж ребер наверное многое можно уложить. Репертуар действий для приключения довольно скуден - можно посмотреть на предмет, использовать его или взять. Юзать* их друг на друге разрешается только в крайне редких, специально предусмотренных случаях. Тут важно упомянуть об управлении в игре. Сразу огорошу - МЫШЬ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ. Вообще. Управлять вашим уже-не-зомбиком можно только с помощью клавиатуры или джойстика (например рулевое колесо хорошо подойдет). Стрелками ходим, Enter'ом взаимодействуем с окружающей средой, несколькими другими клавишами используем вещи, которые предварительно надо взять в руку. Пожалуй, единственным минусом для меня стало именно управление. Лично для меня оно не очень удобно. Нет, конечно со временем начинаешь привыкать к такому клавиатурному раскладу, хотя отсутствие привычного drag'n'drop интерфейса все же удручает. Не знаю, что подвинуло LucasArts отказаться от идеи использования мыши - ведь во всех предыдущих приключенческих играх она бегала везде, исключая, пожалуй, только старинный Maniac Mansion. Именно из-за такого "новаторского" подхода ваш герой часто будет путаться в стенах и бежать совсем не туда, куда бы вы хотели. Тоже неудобство, кстати, коснулось и инвентаря. Нельзя сразу посмотреть все предметы, а приходится прокручивать их клавишами "влево-вправо", пытаясь найти нужный. Хотя, должен согласиться, это более близко к реальности - ведь за пазухой не много увидишь... Ну да простим Лукасу и Ко. огрех с управлением - все остальное выполнено просто на высшем уровне, что ставит игру на верхнюю ступень пъедестала приключенческих игр.
Темпорально* игра разделена на четыре года, по окончании каждого из которых сюжетная линия резко меняет свое направление и вас кидает из огня да в полымя. Это довольно интересная режиссерская находка, за что надо сказать отдельное спасибо Тиму Шафферу, папаше Grim Fandango. В игре, правда, отсутствуют такое понятие, как смена дня и ночи, а действие отдельных сценарных "кусков" происходит в течение короткого промежутка времени. Никаких real-time'ов, которые были применены в The Last Express и Blade Runner, никаких RPG-элементов, которые были, например в сериале Quest For Glory (Hero's Quest). Все просто и со вкусом, довольно стандартно, но и зато ненапрягающе. Делайте что хотите и когда хотите. Все равно умереть не удастся и погубить непредусмотренных сценарием друзей тоже не получится. И концовка всего одна - то бишь и здесь прорыва нет. НО! Что же тогда такого в игре? Почему она затягивает в себя и не отпускает до последнего? Заставляет почувствовать себя Мануэлем. Вот в этом и состоит ноу-хау LucasArts. Превосходная смесь стильности, графики, юмора, сарказма, философии и нестандартных ходов сюжета - вот что делает Grim Fandango той игрой, которую должен пройти каждый. Даже тот, кто панически боится приключений и играет только в 3D action или RTS. Есть вещи, которые трудно или даже невозможно описать словами. Атмосфера неужасной смерти в GF - одна из таких вещей. Честно говоря, после прохождения игры я стал по-другому смотреть на смерть - более мягко что-ли...
Черепа вместо лиц, кости вместо тел, пустые глазницы вместо глаз- вот так выглядят все герои в игре, кроме нескольких живых, с которыми вам придется ненароком встретиться. Все это было навеяно Тиму Шафферу после его ознакомления с национальной культурой мексиканцев и, в частности, с культом смерти в несатанинском, а философском ее понимании. Отсюда и графические, а также музыкальные темы южноамериканской культуры, включая верования древних ацтеков и майя. Опять же это относится к атмосфере игры, которую можно прочувствовать только самому, поиграв в это чудо. Но вернемся к нашим черепам. Они сами трехмерны и рендерятся в реальном времени, то бишь состоят из энного количества полигонов и обтянуты текстурами. Все это дело не требует наличия ускорителя, хотя его применение сгладит пикселы (а на первом Voodoo еще и смажет остальную графику). Так что теперь LucasArts таки внесли поддержку 3D-акселераторов, о которой шутливо было заявлено еще в Curse Of Monkey Island. Кроме того, что все герои более-менее прилично двигаются (а в роликах - так вообще очень реалистично), у них имеется и подвижная челюсть, которая открывается-закрывается в темп разговорам. А еще надо учесть то, что "маски"-черепа очень точно передают личность каждого персонажа, поэтому трудно сразу не узнать плохих и хороших.
Мультипликационные ролики просто-таки вживлены в Grim Fandango. Они практически не отличаются от самой игры по графике и иногда я даже путался, не различая той границы, которая отделяла ролик от действия. Это ведь уметь надо - делать столько влитую в процесс мультипликацию. Последние игры с таким качеством вклейки - это, пожалуй Heart Of Darkness и Curse Of Monkey Island. Так что одним плюсом Фанданге игре больше.
Озвучка героев сделана также на твердую 10+. Сразу дам бесплатный совет:
Нормальный перевод не сможет сделать никто - ни официальные компании ни пиратские. В озвучании Grim Fandango принимало участие около 20 человек, каждый из которых является профессионалом в этом деле. Любая интонация, любой напряжение в голосе или радость переданы настолько чисто и с чувством, что просто диву даешься! Вы уж извините за огромное количество восклицательных знаков в этом абзаце, но это надо слышать. Особенно когда озвучивается такой текст. Море юмора, стеба, а также серьезных высказываний - все это вы потеряете в случае незнания английского языка или использования русской версии. Оно вам надо? Тогда учите english и без приличного его знания даже не садитесь за игру - потеряете минимум половину удовольствия.
*гэг [англ. gag] - шутка-розыгрыш. Обычно не особо глубокая. Например, убирание стула из-под садящегося человека. Подобный юмор свойственен кино-комедиям классов B и C. Не путать с названием российской игры Г.Э.Г.
*DoD [англ. Department of Death] - Департамент Смерти. Государственная структура Страны Мертвых (Land Of The Dead, не путать с названием журнала "Страна Игр"), обеспечивающая контроль за переездом мертвых душ из Страны Живых (Land Of The Living) в Девятый Мир (Ninth World). Не путайте аббревиатуру DoD и название пиратской варезной группы Drink or Die.
*однозначно [англ. odnoznachno] - фраза, исключающая неправильное или двусмысленное толкование. Любимое высказывание лидера ЛДПР - Владимира Вольфовича Жириновского, который пока еще не перенесся в Мир Мертвых и поэтому тамошние обитатели лишены профессионального клоуна.
*юзать [англ. use] - использовать. Общепринятное выражение в некоторых некоммерческих сетях (например в FIDO).
*Альянс Потерянных Душ [англ. Lost Souls Alliance] - подпольная организация Страны Мертвых, которая противостоит бюрократическому строю и, в частности, некоторым особо черным чиновникам. LSA постоянно расширяется за счет поступления новых жертв несправедливого режима. Лидер альянса - Сальвадор Лимонэс, в прошлой жизни - близкий друг Фиделя Кастро. Вступления в LSA ожидают Ленин и Троцкий. С Владимиром Ильичом вы познакомитесь в Рубакаве...
*локация [англ. location] - место, местоположение. В компьютерных приключениях часто располагается на одном или нескольких экранах.
*темпорально [от лат. tempus - время] - точного аналога в русском языке не существует. Приблизительный перевод - "временно" (НЕ в смысле на некоторое ограниченное время) или "во времени".
Требуется | P100, 16Mb |
Рекомендуется | P133, 32Mb |
Оценка AG | 9.5 из 10 |
"НАШ ВЫБОР" |