Ultrawide-мониторы — это не страшно (почти)

Тысяча проблем и миллион удовольствий ультрашироких мониторов

Во всех индустриях есть вещи, которые выглядят инновационно и футуристично, но о которых мало кто вообще знает. Некоторые из них умирают, не вырвавшись из статуса смелого концепта, как Razer Hydra. Другие медленно, но методично захватывают свою нишу, как это делает Tobii Eye Tracker. И наконец, есть вещи, создание которых напрашивалось годами, а повсюду мы их не видим только из-за консервативности.
Как раз к последним относятся ультраширокие мониторы. Если вы застали начало великой миграции с формата 4:3, то и сами прекрасно знаете, что новые стандарты — это новые проблемы. Именно про то, как их решать, и стоят ли эти страдания того, мы и поговорим.

Теория

Первая и главная проблема ультраширокого что разрешения, что мониторов — о них тяжело что-либо узнать. Даже среди пользователей Steam число их владельцев менее процента от общего числа. Сам я осознал весь масштаб проблемы, когда после вопроса консультанта в магазине «А такие мониторы вообще существуют?» обнаружил себя объясняющим, что они не только существуют, но ещё и здесь продаются…
Так что сначала — теория. Ultrawide-мониторами называются мониторы, имеющие формат 64:27, в текущий момент представленным на рынке разрешениями 2560×1080 и 3440×1440. Чуть в сторонке новичок 3840×1600, который самую малость отличается фактическим соотношением, но тоже почему-то считается обычным ultrawide. Из маркетинговых соображений, впрочем, для них всех при продаже используется округлённое значение 21:9, чтобы не так сильно пугать покупателя.

Как легко высчитать, эти мониторы ровно на треть шире уже привычных нам 16:9. Что уже не так легко вычислить, но важно знать: получившееся соотношение сторон очень близко к 2.39:1, наиболее часто используемым современным кинематографом.
Помните, что нагрузка на видеокарту пропорционально увеличится. На момент написания рекомендуемыми видеокартами для 2560×1080 можно считать R9 290 у AMD или GTX 970 у Nvidia, а для 3440×1440 они уже наоборот — минимальные требования, и верхней границы нет вовсе — такое число пикселей готово сожрать и не поморщиться любые мощности, что вы предоставите.

Крепитесь, дальше ещё больше цифр. Измерительная рулетка, калькулятор и теорема Пифагора — ваши лучшие друзья в этих дебрях неизведанного. Пифагора мы вспоминаем в связи с тем, что размеры экранов измеряются по диагонали, так что при равенстве этого значения экран формата 21:9 физически будет ниже 16:9, то есть по факту вы потеряете высоту, а не увеличите ширину — и это уже не говоря о совершенно другом размере пикселя. Так, например, 29-дюймовый образец на 21:9 имеет ту же физическую высоту, что и 25″ на 16:9. Самый простой совет, который можно дать: в случае с ultrawide сравнивайте высоту, а не диагональ. И убедитесь, что он в принципе поместится на рабочем месте по ширине — тоже далеко не такая редкая проблема, как можно подумать.

Отдельно следует упомянуть совсем уж свежие 29:9 (3840×1200) и 32:9 (3840×1080), у которых даже нет окончательно закрепившегося названия. Их называют и мегаширокими (MegaWide), и Grand Circle: что в итоге приживётся пока сказать сложно. В любом случае, сейчас это экспериментальные направления: дальше в тексте речь пойдёт сугубо о 21:9, хотя многое сказанное будет уместно и для его собратьев.
Итак, в вашей жизни наступил момент, когда вы поняли, что широкоэкранный монитор больше не ощущается достаточно широким, и теперь хотите решить эту проблему именно с помощью ультраширокого монитора…

Покупка

Основная заковырка с покупкой ultrawide-монитора в том, что, скорее всего, это придётся делать вслепую в интернет-магазине. Просто взять и найти их на витрине — до сих пор не самая тривиальная задача даже в Москве.

При выборе конкретной модели имейте в виду, что хотя вогнутые мониторы и дают ещё как минимум 20% к футуристичности, сколько-то существенный эффект от этого начинается только на 34″, при меньших диагоналях он не так заметен, в отличие от существенной прибавки к цене.

в случае с ultrawide сравнивайте высоту, а не диагональ

LG — практически монополист на рынке ultrawide-мониторов, именно эти модели наиболее массовые и дешёвые со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. Вне бюджетного сектора выбор уже больше, но рассмотрение всех нюансов отдельных моделей потребовало бы ещё одной статьи.

Если у вас всё-таки есть возможность проверить монитор до оплаты, сделайте это. Актуальные модели уже меньше страдают от этой проблемы, но засветка (backlight bleeding) всё ещё остаётся самым большим риском у 21:9. Это проявляется в виде света на полностью чёрном изображении, как правило, при каком-то одном из углов. В абсолютно тёмной комнате вы это можете увидеть даже у лучших 16:9 мониторов, но если засветка видна на свету — это уже повод выбрать иной экземпляр. К сожалению, даже такое не всегда признают гарантийным случаем, поэтому вопрос засветки и требует такого внимания.

Наконец, если монитор поддерживает частоту свыше 60 Hz, и вы собираетесь этим пользоваться, лучше сразу взять DisplayPort-кабель: HDMI с такими объёмами информации уже не справляется, и попытка выставить 75 Hz будет приводить к появлению чёрного экрана. Это же возможно и с некачественными кабелями DisplayPort, особенно длинными.

Система

Добро пожаловать в клуб! Если нет никаких аппаратных проблем, то самое страшное уже позади, и от огромного списка предостережений мы переходим к вау-списку.

Современные операционные системы готовы работать с самыми безумными разрешениями и конфигурациями. Программы, не считая пары совсем уж древних экзотических случаев, тоже идеально работают, будучи развёрнутыми на весь экран.

Вы можете решить, что уж с такой-то шириной экрана точно начнёте пользоваться оконным режимом, выводя несколько на экран одновременно. Производители даже прикладывают к монитору соответствующие программы — у LG это ScreenSplit, например, но вы можете использовать её и любые аналоги вне зависимости от монитора.

Это удобно и часто пригождается, но новые размеры не могут так просто победить привычки: рано или поздно ultrawide становится «нормальным», а все остальные мониторы — узкими, и, скажем, полноэкранный браузер перестаёт выглядеть столь же дико, как это было в первую неделю.

Хотя работа с несколькими окнами одновременно в ultrawide становится проще, достигается это исключительно за счёт увеличившегося пространства: для системы это всё ещё единый монитор, так что и все трюки, доступные владельцам многомониторных сборок, остаются недоступными. Самый существенный минус — полноэкранные приложения вроде игр будут стремиться занять весь физический монитор, даже если вы извратитесь с виртуальными рабочими столами.

С другой стороны, при работе с конкретными приложениями вы часто получите преимущества, достижимые лишь в 21:9. Неразрывное увеличение горизонтального пространства приводит в восторг всех, кто работает с видео: теперь на том же масштабе влезает больший отрезок. Увеличивается рабочая зона и кучи программ с перегруженным интерфейсом. Даже в банальном Microsoft Word можно просматривать три страницы одновременно.

Видео

Фильмы — единственное, к новому виду чего не удалось привыкнуть даже спустя год. В то время как многие пытаются создавать «кинематографический эффект» добавлением чёрных полос туда, где можно было бы без них обойтись (Telltale Games, я смотрю на тебя), это лишь тень того же самого эффекта, достигаемого, когда полосы исчезают вовсе.

Обратная сторона медали — те же самые полосы теперь появляются сбоку у всего, кроме собственно современных фильмов. Раздражает это всех по-разному. Я вовсе переходил с 16:10, так что полосками с любой стороны меня не удивить. Физически размер у такого видео остаётся тем же, что и раньше, просто дополнительное пространство не задействовано.

Также если вы не замечали этого раньше, то точно заметите сейчас: 1080p, 720p и прочие обозначения разрешения видео, как ни странно, не означают высоту содержательной части в пикселях. Буквально такая запись читается как «такая высота должна быть у монитора 16:9, чтобы один пиксель видео соответствовал одному пикселю монитора». 1280×544, например, будет тоже обозначаться как 720p, хотя по факту числа 720 вы там нигде не найдёте. Таково тяжёлое наследие мира победившего 16:9, о котором задумываешься каждый раз, когда тебе приходится растягивать 1080p до настоящих 1080 пикселей высоты. Для нас из этого важно то, что даже 720p в случае с ultrawide опасно балансирует на грани приемлемого качества, когда речь идёт о фильмах.

И немного про YouTube: сайт умеет работать с нестандартными разрешениями и самостоятельно выстраивать чёрные полосы там, где нужно. Несмотря на это многие продолжают рендерить видео в 16:9, добавляя эти полосы самостоятельно. Да, это означает, что по умолчанию у нас будут пререндеренные полосы внизу и полосы, созданные YouTube, по бокам. Для борьбы с этим маразмом можно и нужно ставить дополнения к браузерам: для Chrome лучшим является UltraWide Video, для Firefox — Ultrawidify.

Игры

Игры в ultrawide смотрятся замечательно. Увеличение ширины обзора — очевидный метод усиления погружения, однако реализовать его вторым монитором нельзя из-за того, что центр тогда оказывается на границе между экранами. Трёхмониторные же сборки для многих слишком громоздки, занимают много места, да и речь там идёт о трёхкратном увеличении нагрузки на видеокарту, не говоря уже о цене.

Хотя у ультрашироких мониторов увеличение картинки происходит лишь на треть, это всё равно достаточно существенно, чтобы следующие две недели после покупки вы скачивали и устанавливали буквально каждую игру, что можете вспомнить, просто чтобы посмотреть, как она выглядит. Самый большой эффект у игр от первого лица с изначально хорошим дизайном. Bioshock Infinite и The Witness первыми приходят здесь в голову, но положительно по-новому ощущаются в принципе все игры, корректно поддерживающие разрешение.

Полагаю, вы и сами уже знаете, где здесь подвох? Да, к «корректно поддерживающим» играм «из коробки» относятся далеко не все даже современные игры. К счастью, во многих это решаемо. Если вы скучали по эпохе перехода на 16:9, то можете заново испытать все чудеса копания в конфигурационных файлах и вмешательств в память игр. Это не так страшно, как звучит, хотя тоже может кого-то отпугнуть.
В первую очередь следует установить программу Flawless Widescreen. Она поддерживает не так много игр, зато это самый простой способ, не требующий нажатия больше пары кнопок.

В сообществе ultrawide очень часто фигурирует понятие FOV (Field of View, угол обзора), показывающий, сколько вы будете видеть по горизонтали. С ним связаны понятия Vert- и Hor+, которые вы часто сможете встретить в контексте игр в ultrawide. Hor+ означает, что FOV увеличивается, и вы видите больше в ширину. Vert- же означает, что FOV остаётся тем же, и происходит заполнение — то есть картинка обрезается сверху и снизу, и мы наоборот, теряем часть изображения в сравнении с 16:9. Отношение ко второму решению в сообществе сложное, и чаще считается, что лучше играть в режиме 16:9, чем получать настолько обрезанное.

Да, обычно игры, не поддерживающие 21:9 (или которым вы сами выставили иное разрешение), корректно отображаются в 16:9, просто добавляя полосы по бокам. Если изображение в такой ситуации у вас растягивается, измените настройки видеокарты: эта опция находится в разделе масштабирования (scaling).

Как правило, игры сами пересчитывают показатель FOV, но где-то это не происходит. Обычно достаточно «на глазок» определить, как будет комфортно конкретно вам, но если хочется получить значение, точно соответствующее оригинальному, можно воспользоваться FOV-калькулятором. Обычно, впрочем, нужно выставлять 98–100 градусов.

Сайт wsgf.org  — самый главный сайт мира ультрашироких мониторов и многомониторных сборок, поскольку здесь можно найти инструкции для почти любой игры. Иногда они устаревшие, и где-то есть уже более простой или совершенный способ, иногда предложенные методы не работают из-за неожиданного обновления игры, но в большинстве случаев узнавать о поддержке всех игр возрастом старше пары недель следует начинать отсюда. Здесь же можно найти скриншоты, показывающие, как игра выглядит на этих разрешениях.

Касательно «как выглядит» вашим лучшим другом остаётся YouTube. Запрос «[название игры] ultrawide» к сегодняшнему дню уже возвращает хотя бы один результат, если игра в принципе его поддерживает. Из конкретных каналов можно посоветовать “WideAsFcuk”, где во всех деталях и до самых глубоких подменю показывается степень поддержки ультрашироких разрешений у многих новых игр.

Немало информации можно найти и на соответствующем сабреддите с прекрасным названием, в том числе и не про игры. Наконец, если игра есть в Steam, можно поискать в её обсуждениях в сообществе по запросу “ultrawide”. Если и здесь никакой информации нет, можно здесь же оставить запрос — не исключено, что вам ответит лично разработчик. В некоторых инди-играх после таких одиноких вопросов эта поддержка вовсе появлялась, хотя её до этого не было: зачастую техническая реализация элементарна, просто разработчик оказывался не в курсе о востребованности таких разрешений.

Да, в силу очевидных причин, если игра поделена на экраны-локации или имеет механики, основанные на взаимодействии с краями экрана, шансы на появление там полной поддержки 21:9 равняются нулю. Хотя интерфейс или субтитры иногда могут использовать появившееся пространство.


За два года ультраширокие мониторы расползлись по миру и дошли до момента, в котором им больше не приходится каждый день доказывать, что они существуют. Совсем дикие времена кончились, и можно не бояться, что останешься в полном одиночестве с новым стандартом. Достаточно лишь быть открытыми для нового — со всеми трудностями и радостями на этом пути.

Автор с ultrawide-монитором: Михаил Яковлев


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!