16 декабря 2017
Обновлено 03.03.2020

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи»

14 декабря вышел долгожданный восьмой эпизод «Звездных войн», который разделил фанатов еще сильнее, чем седьмой. Если главным недостатком «Пробуждения» была откровенная вторичность, то Джонсон словно пытается доказать, что есть нечто похуже. Необдуманные эксперименты. Вторичности тут куда меньше, фильм смело двигается в максимально неожиданных направлениях — но настолько неуклюже, что невольно начинаешь мечтать о том, чтобы он и впрямь оказался очередным замаскированным ремейком.
14 декабря вышел долгожданный восьмой эпизод «Звездных войн», который разделил фанатов еще сильнее, чем седьмой. Если главным недостатком «Пробуждения» была откровенная вторичность, то Джонсон словно пытается доказать, что есть нечто похуже. Необдуманные эксперименты. Вторичности тут куда меньше, фильм смело двигается в максимально неожиданных направлениях — но настолько неуклюже, что невольно начинаешь мечтать о том, чтобы он и впрямь оказался очередным замаскированным ремейком.
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи» - фото 1

В обзорах «Последних джедаев» меня раздражает основной сложившийся нарратив, все как один твердят о смелости Джонсона и о том, что некоторые его решения могут покоробить фанатов, так как он меняет канон. Это может ввести в заблуждение тех, кому на канон наплевать, они просто хотят посмотреть хороший развлекательный фильм и уверятся, что им ничего не грозит. К сожалению, это не так.

Дело вовсе не в том, что Джонсон показывает вещи, противоречащие канону или ранее в нем не появлявшиеся. Например, новые способы использования Силы. Это как раз хорошо, на мой взгляд.

Режиссер и сценарист «Джедаев» совершает нечто куда более преступное и касающееся любого зрителя, а не только фаната саги — он обесценивает, причем все подряд: персонажей, сюжетные повороты, драматические моменты — неловкими сценарными решениями, неуклюжими монтажными переходами, бравадой вместо смелости (не ждали, что я посмею? А вот нате!).

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи» - фото 2

Любой значимый персонаж имеет свою арку, он начинает в одном состоянии и заканчивает ее изменившимся, это один из основных принципов драматургии. Каждая ключевая сюжетная линия должна пройти через катарсис, накопить, а затем разрядить мощной сценой эмоциональное напряжение зрителя — это и вызывает у нас слезы, просто от переизбытка эмоций, от значимости какого-либо поступка, слова, жеста.

Отдельные детали могут быть очень удачными, тонкими, интересными, но все это — лишь потенциальная энергия, которую еще нужно «обналичить». Для этого та линия, на которую играют эти элементы, должна пройти через свою завязку, кульминацию и развязку, и если они фальшивят или их пропорции сильно нарушены (слишком торопливая развязка, слишком затянутая завязка/экспозиция, кульминация перебивается другой линией), то вся линия не работает для зрителя, а ее удачные элементы пропадают втуне, не запоминаются. Потому что когда рвется или просто «не сбывается» нить, связующая их в историю, в нечто цельное и осмысленное, все жемчужины разлетаются и забываются — зачем помнить сильный момент слабого сюжета, который все равно никуда не привел?

Джонсону удается ряд таких сильных деталей, даже целых сцен, но из-за того, что их линии в результате оказываются большим «пшиком», все эти элементы так же обесцениваются.

Но он идет дальше собственных линий, умудряясь обесценить и то, что ввел Абрамс в седьмом эпизоде, и даже то, что создал Лукас в оригинальной трилогии — обесценить, просто выбирая самые скучные и бесплодные варианты на развилке. Неожиданные — да, но не потому что они настолько гениальны, что мы даже не могли их себе представить, а потому, что они настолько бестолковы, что никто не мог ожидать, что выберут именно это.

Все словно забыли, что удачный твист — это не просто нечто неожиданное. Если бы Рэй в начале фильма поскользнулась на порге и сломала шею, это тоже было бы неожиданно, можно пустить финальные титры в начале фильма, два с половиной часа показывать пустой космос или голый зад — все это будет неожиданным, но вряд ли осмысленным.

Твисту мало обмануть ожидания зрителя, он должен предвосхитить их и пойти дальше, дать взамен нечто более сложное и увлекательное, чем зритель мог представить, чтобы все подумали — да, так гораздо круче, чем я мог сам придумать. Джонсон многие линии просто рубит с плеча, не давая взамен ничего. Это неожиданно прежде всего потому, что неясно, как ему позволили совершить подобную глупость. Но развидеть десятки вариантов, которые были бы куда более интересными и плодотворными, от этого не получается.

От седьмого эпизода веяло неуважением, недоверием, заискиванием и покровительственным тоном — нам дали все то же самое, потому что не поверили, что мы способны воспринимать новое и что оно вообще нам нужно, фанаты же хотят просто пережевывать одно и то же по двести раз. Абрамс не стесняясь засвечивал «Сокола», C-3PO, меч Люка и другие «отсылки» как хентайная школьница — трусы. Вы же за этим здесь, так?

Джонсон же словно решает доказать, что есть нечто похуже стагнации и вторичности Абрамса — неумелые эксперименты с инфантильным «ща я вам тут устрою». Он действует не как старый фанат франшизы, а как неофит, решивший вдоволь поиздеваться над поклонниками. Что это тут у вас? Меч она принесла? А мы с ним вот так! Не ждали? А вот вам еще молочка, а вот голограмма, а вот дерево. Прошлое должно умереть!

Трепетное фанбойство Абрамса, который с диким пафосом предлагал лить слезы над каждой деталью оригинальной трилогии, сменяется злорадными усмешками Джонсона.

И моя кинодепрессия после просмотра связана прежде всего с когнитивным диссонансом — я не понимаю, как студия пропустила такой сценарий, не понимаю, почему критики бросились все это хвалить, а фанаты стерли плевки с лица и назвали фильм лучшим в серии или хотя бы лучшим со времен «Империя наносит ответный удар». Мне сложно это переварить уже потому, что я не увидел в «Последних джедаях» практически ничего крутого, что станет запоминающимся и знаковым для франшизы, чего-то, за что вообще его стоило бы хвалить.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи» - фото 3

Фильм безусловно красиво снят — синематография на высоте, декорации и графика по большей части сливаются воедино, каких-то проседаний в плане картинки по сравнению с «Пробуждением силы» нет, можно даже сказать, что «Джедаи» сняты более талантливо.

В плане музыки на мой взгляд все так же — ее замечаешь только тогда, когда звучит знакомая по старой трилогии тема, Люка или Дарта Вейдера, вся новая музыка Уильямса довольно безликая, она так и остается где-то на фоне.

Актерская игра здесь ярче и производит более мощное впечатление, Хэмилл просто великолепен, Драйвер по-прежнему спасает образ Кайло своей невероятной человечностью и выразительными взглядами, Серкис снова умудряется передать через пластику своего героя так много, что делает Сноука почти интересным. Рэй, впрочем, становится более скучной, на мой взгляд, как и Финн с По, хотя им вроде бы даже уделили больше времени.

Многие критики написали, что космические бои и сражения на световых мечах тут лучшие в саге — и я не могу понять, где они это увидели.

Космические бои слишком сильно перебиваются нелепостями и особо зрелищными я бы их не назвал, думаю, тут по-прежнему пальма первенства у атаки на Звезду смерти в «Новой надежде» — по эмоциональной накачке, и у финала «Изгоя» — по зрелищности.

Что до боев на мечах — их тут не так много, по сути, лишь одна большая сцена, одна тренировка и одно непонятное нечто. Какой-то интересной хореографии я не увидел, примеров того, что Рэй или Кайло стали искуснее в фехтовании — тоже. Не знаю, чего ради Дэйзи без устали тренировалась, но мечом она по-прежнему машет как светящейся дубиной, не показав ничего изящного и впечатляющего.

Боюсь, что главная сцена боя на мечах впечатлила критиков запоминающимися декорациями и грамотной работой с ракурсами, цветом и композицией. На мой взгляд, бой в лесу в конце седьмого эпизода и то вышел лучше. И зрелищнее, и эмоциональнее.

Картина удивляет и по большей части неуместным юмором, от которого ухмыляешься, но понимаешь, что отчасти — от неловкости, потому что шутка смотрится здесь как-то совсем некстати, шутить во вселенной эпичной саги — непростая задача, и Джонсон справляется с ней местами так же неуклюже как Абрамс, если не хуже.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи» - фото 4

Если вы надеялись, что фильм ругают только самые консервативные фанаты за нарушения канона и за «одну лишнюю линию с казино на полчаса», то мне придется вас расстроить. Линия с казино действительно скучная, дурацкая и не выливающаяся ни во что хорошее, но она оказывается самым ярким примером общих проблем сценария Джонсона, а не исключением.

Если вдуматься, что мы получили от этой новой трилогии по итогу двух фильмов, выходит крайне печальная картина. Что значимого за все это время сделала Рэй? Финн, По, Люк, Лея? Кайло, Сноук? Герои со злодеями раз за разом дерутся, но расходятся живыми и бои эти, соответственно, ничего не решают.

Они вроде уничтожили базу «Старкиллер», но она успела взорвать ряд планет и теперь Сопротивление внезапно проигрывает, а Первый Орден практически не отличается по мощи от Империи.

В «Последних джедаях» несколько героев умудряются не просто не сделать ничего полезного — их действия в итоге и приводят к еще большим проблемам, обесценивая реальные подвиги других персонажей. И теперь первых зрителю придется считать либо идиотами, либо не такими уж положительными героями, раз от них один вред, а вторых уже не выйдет уважать за подвиг или разумное решение, потому что они были обесценены, и ситуация все равно скатилась к критической.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи» - фото 5

Большая часть твистов вызывает недоумение — как, и все? А меч? Забудьте. А родители Рэй? Не важно. А Сноук? Да дался вам этот Сноук! Вместо ответов на вопросы, которые так старательно сеял в наших головах Абрамс и которые накопились сами за десятилетия с моменты выхода шестого эпизода, Джонсон выдает нам то фигу, то средний палец, то вообще отмалчивается.

Это не смелость, это умышленное забивание гвоздей микроскопом — чтобы раздолбать микроскоп, но иметь отговорку, что забивал гвозди.

Джонсон либо не смог придумать, что делать с богатым материалом, чей потенциал его наняли воплотить, либо не захотел, поэтому он просто списал все в ноль и теперь, по итогу двух фильмов у нас осталось меньше героев, вопросов и интересных линий, чем после одного «Пробуждения», даже несмотря на то, что оно было не столько самостоятельным фильмом, сколько своеобразным сегментом «ранее в сериале».

«Джедаи» не столько дают, сколько списывают в утиль — крича вместе с Кайло «Оставь прошлое в прошлом», вот только неясно, что они предлагают взамен, чего теперь ждать, судьба каких героев должна волновать нас до бессонницы? Если после седьмого эпизода можно было сказать «мне не терпится узнать, что…», «скорее бы увидеть, как…», то после восьмого хочется просто напиться — ждать все равно особо нечего.

Схожий эффект был у последних сезонов «Игры престолов», когда перебили так много интересных персонажей, что игровая доска почти опустела, оставшиеся герои были не так интересны, а все волнующие события либо уже случились, либо стало ясно, что они уже не произойдут.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Последние джедаи» - фото 6

Итог

«Последние джедаи» произвели на меня гнетущее впечатление, и дело не только в том, что фильм оказался откровенно плохим, не только в завышенных ожиданиях из-за 93% процентов положительных отзывов критиков и не в том, что это последний интересный мне фильм, выходящий в кино в ближайшие месяцы (зима будет долгой и пустой).

Главная проблема в том, как безропотно большинство критиков и зрителей проглотили настолько бездарный продукт, объясняя себе и другим, почему этот специфический вкус — не нечто тошнотворное, а просто уникальное, новое и увлекательное (удивительно и то, что на этот раз мы совпали во мнении Максимом Ивановым и не совпали — с Александром Башкировым, хотя с седьмым эпизодом все было наоборот).

Меня пугает эта готовность хвалить «смелость» — почему-то даже больше, чем превознесение Абрамса за то, что он трусливо повторил «Новую надежду», иногда копируя даже самые незначительные мелочи словно в суеверном ужасе (опять пустынная планета, опять дроид с ценной информацией и далее по списку).

Возможно, это две стороны одной медали — одни 2 года назад слепо похвалили за то, что все по-старому, другие — сейчас, но уже за то, что «ну хоть не по-старому».

Это красиво снятый, отлично сыгранный зрелищный фильм с крайне неудачным сценарием. Все становится хуже и хуже, причем зачастую по вине самих героев, от чего начинаешь не сопереживать им, а злиться на них, долгожданные значимые события так и не происходят, лишь усиливая фрустрацию, а по итогу выходит, что мы ничего не добились. Но это не трагичная мрачность «Империя наносит ответный удар», которая поднимала высоту ставок и оставляла приятную горечь, а депрессивный осадок, от того, что все оказалось впустую. Этот ничего так и не сделал, этого не раскрыли, а этот лучше бы и вовсе не появлялся в саге.

Так нельзя снимать кино, нельзя так ни продолжать чужие истории, ни рассказывать новые, превращая повествование в цепочку обломов и обманутых ожиданий, непонятно что мы должны вынести из этого фильма, от чего получать удовольствие.

Выжженный пустырь на месте сада теорий и загадок, на котором вроде как должны обещать построить нечто новое и еще более интересное, но неясно, что это и почему именно должно нас будоражить.

Больше о «Последних джедаях»

Комментарии 322
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
cdnm_47
cdnm_47
[Каждая ключевая сюжетная линия должна пройти через катарсис, накопить, а затем разрядить мощной сценой эмоциональное напряжение зрителя — это, что вызывает у нас слезы, просто от переизбытка эмоций, от значимости какого-либо поступка, слова, жеста. Отдельные детали могут быть очень удачными, тонкими, интересными, но все это — лишь потенциальная энергия, которую еще нужно «обналичить». Для этого та линия, на которую играют эти элементы, должна пройти через свою завязку, кульминацию и развязку, и если они фальшивят или их пропорции сильно нарушены (слишком торопливая развязка, слишком затянутая завязка/экспозиция, кульминация перебивается другой линией), то вся линия не работает на зрителя, а ее удачные элементы пропадают втуне, не запоминаются. Потому что когда рвется или просто «не сбывается» нить, связующая их в историю, в нечто цельное и осмысленное, все жемчужины разлетаются и забываются — зачем помнить сильный момент слабого сюжета, который все равно никуда не привел?] <- this. Диагноз, в принципе, всему современному дорогому студийному кино как явлению.